Невероятные приключения одной музейной экспедиции

20 декабря 2018

Это было давно, в 1986 г. Прошло более 30 лет, и возможно, что-то выпало из памяти, но событие было настолько неординарным, что забыть трудно.

Итак, сотрудники музея – я, Быстрова Августа Васильевна, Комарова Тамара Семеновна, Сорокина Тамара Александровна и водитель Коля – отправились на новом музейном автобусе в этнографическую экспедицию, а проще – выпросить у местного населения какие-либо предметы быта для пополнения фондов. Конечным пунктом должен быть Ужур.

Сначала мы должны были по пути заехать на курорт «Красноярское Загорье», чтобы прочитать лекции. Мы там провели 3 дня, нас прикрепили к столовой, поселили в номера. Мы неплохо отдохнули, попили воду, сходили на танцы. Наши лекции имели успех: отдыхающие скучали, а мы им разнообразили досуг. Моя лекция называлась «В.И. Ленин в сибирской ссылке». Пришли в основном пенсионеры и задавали много вопросов.

Далее по пути мы заехали в деревню Крюково. Там одна местная жительница передала некоторые предметы для фондов, а также снабдила морковкой и подсолнухами с огорода.

В дорогу мы отправились с хорошим настроением: почин сделан, хоть что-то везём. Но жизнь иногда преподносит невероятные сюрпризы. Только отъехали несколько километров, как автобус остановился. Смотрим: впереди какой-то указатель. Пошли посмотреть, там было написано «Счастливого пути». И что за счастье, если автобус стоит на трассе и ехать не собирается. Оказалось, сломан задний мост. С одной стороны – чистое поле, с другой – вдалеке лес. Конец сентября: днём еще тепло, солнечно, а ночью всё в инее.

"Ждем у моря погоды". Слева-направо: Быстрова А.В, Комарова Т.С. 1986 г.

Оставить автобус, тем более новый, на трассе нельзя: разберут на запчасти; ночевать в автобусе холодно, нет ни продуктов, ни воды. Но делать нечего. В общем, жили на обочине автотрассы три дня. А мы еще не хотели брать спальники, но Николай Поликарпович Макаров, как человек походный, нам настойчиво посоветовал их положить в автобус на всякий случай. Они нам очень пригодились: ночами мы спали в них прямо в пальто.

По утрам разводили костёр. Шофёр с одной из женщин днём ездили на попутках, пытались в условиях тотального дефицита или найти запчасти, или попросить помощи в ремонте, ходили в местную администрацию, но всё было бесполезно. Проезжавшие по трассе машины иногда останавливались; мы просили водителей позвонить директору музея, писали записки; позже выяснилось, что действительно звонили.

Как-то раз остановился какой-то человек из местного начальства, подарил нам дыню, в те времена любые фрукты были редкостью. Еще нам Мария Егоровна Кобелева для своей дочери, которая была на практике в деревне, отправила арбуз, тоже вещь дефицитная, но мы его съели. Голодными мы не были, вот только были грязными и закопчёнными от костра, и не знали, когда сможем выбраться с этой обочины. Мы решили отправить с попутчиками домой Тамару Александровну, она была самой старшей, но она отказалась, т.к. пришлось бы оставить днём в автобусе только одну женщину, что она считала небезопасным.

Наконец, на третий день шофёр Коля явился с каким-то мужчиной и с внушительной деталью. Где взяли – покрыто мраком, то ли выпросили, то ли украли. В конце концов, автобус отремонтировали, но качество ремонта нам не гарантировали, поэтому мы поехали на рейсовом автобусе, но Коле велели ехать впереди него на тот случай, что если наш автобус снова сломается, то мы выйдем и снова будем куковать на трассе. Но на сей раз, судьба была к нам благосклонна.

На эту тему наш поэт-одописец Василий Иванович Привалихин сочинил «поэму»:

Постой, прохожий, не спеши,

Вглядись в измученные лица:

Стоит автобус на пути,

А рядом – девы-молодицы.

Кругом ни речки, ни ручья,

Ни рук помыть и не напиться.

Стоит автобус на пути,

А Коля жутко матерится.

Ради справедливости: Коля действительно матерился, но не жутко и шёпотом.

Автор Быстрова А. В.

А.В. Быстрова

Историческая музейная справка:

Августа Васильевна Быстрова работает в фондах музея старшим научным сотрудником с 1977 г. и хранителем фонда фотографий с 1981 года.