Легендарный императорский фарфор из Поднебесной

12 ноября 2019

С приближением зимы пора не только утепляться, но и запасаться ароматным чаем на время холодов. В предвкушении чайной церемонии в китайском стиле рассказываем историю китайского фарфора в микрорубрике «Азбука фарфора».

Чаша с аистом. Китайские мастера вкладывали глубокий смысл в каждый рисунок, а японские мастера делали акцент на яркости

Слово china в переводе с английского означает фарфор, и это не случайность – родиной фарфора принято считать именно Китай.

История китайского фарфора начинается в далеком II тысячелетии до н.э. Пройдет много времени, прежде чем появится самый дорогой и ценный вид фарфора – твердый. Это произошло в VI-VII веках, когда в провинции Цзянси мастера гончарного дела стали использовать кварц и слюду для создания керамических изделий. Такая смесь позволяла получать белоснежные, одновременно тонкие и крепкие изделия. После этого открытия в XI веке столицей фарфора становится городской округ Цзиндэчжэнь, доступ к которому оказывается ограничен. Чтобы не раскрыть рецепт китайского фарфора, императоры ввели строгие правила: каждую ночь городские ворота закрывались, создавались пароли, известные только мастерам, военные ежедневно патрулировали улицы.

Мир узнал о китайском фарфоре благодаря рассказам венецианского путешественника Марко Поло в XIII веке. А доступны в Европе фарфоровые изделия стали лишь два века спустя – из-за высокой стоимости их могли купить только аристократы и монархия. Фарфор заинтересовал не только высшее общество, но и ученых, которые хотели узнать состав материала. В результате экспериментов появились новые виды керамики, но уже лишенные изумительных свойств китайского фарфора.

Чаша с аистом. Китайский фарфор, рисунок в японском стиле. Часто Китай и Япония копировали друг у друга стиль рисования

Секрет же заключался не просто в точном изготовлении смеси, но и в самом процессе создания изделия. Готовую смесь использовали не сразу, а выдерживали около 10 лет и более. Так смесь становилась достаточно пластичной и легкой для обработки. Готовые изделия помещались в специальную керамическую емкость и отправлялись в печь для обжига. Обжигали непрерывно в течение двух суток. На третий день мастера давали изделию остыть, на четвертый доставали из печи, покрывали глазурью и раскрашивали. Секрет китайского фарфора удалось раскрыть химику Иоганну Бётгеру, благодаря чему в Саксонии появилась большая фарфоровая мануфактура.

Как отличить хороший китайский фарфор от подделки? Вот несколько советов:

  • Керамические изделия из китайского фарфора имеют легкий объем
  • Китайский фарфор полупрозрачный, тонкий, и просвечивается на свету
  • Если постучать пальцем по изделию, то можно услышать звуки высоких нот
  • Внутренняя поверхность чаши из китайского фарфора не будет темнеть при заваривании чая

Увидеть настоящий китайский фарфор можно на экскурсиях по хранилищам Красноярского краеведческого музея. Ближайшая экскурсия состоится 28 ноября в 19:00. Записывайтесь по тел. 227-92-04 / 227-05-80 и приходите!


Текст: Аревик Карапетян, научный сотрудник отдела фондов КККМ

Фото: Красноярский краевой краеведческий музей