130 страниц истории музея «Жизнь до открытия: создание выставки»

3 декабря 2018

Одной из важных составляющих музейной жизни является экспозиционная деятельность. Создание выставок – процесс трудный и длительный, но очень интересный и творческий.

За свою историю музей организовал не одну сотню выставок. Одни были посвящены историческим событиям (например, выставка к 100-летию революции 1917 года «Уроки революции»), другие – жизни известных красноярцев (выставка о семье Кузнецовых «Во славу Отечества»), третьи – тематические (выставки «Дама сдавала багаж» и «Русское застолье»), четвертые – коллекционные (выставка игрушек «Мир кукол») и многие другие.

В данной статье на примере истории создания одной выставки мы хотим рассказать о том, как живет музей до открытия выставки, с каким проблемами сталкивается творческий коллектив и как он их решает. Конечно, мы не претендуем на подробный отчет. По большей части, это зарисовка образа жизни создателей выставки.

29 октября исполняется 100 лет со дня основания комсомола, и наш музей не мог пропустить эту дату. В итоге уже с начала года началась работа по подготовке выставки.

Руководством музея были назначены ответственные люди. Их называют экспозиционерами. Как правило, экспозиционером является один человек. Но в нашем случае была назначена целая группа.

С первых дней экспозиционеры были озадачены рядом вопросов. Эти вопросы встают перед началом любой выставки. Когда и где будет выставка? Что и как мы хотим показать? Другими словами, какие экспонаты будут показаны? На какой площадке они будут экспонироваться? И о чем эта выставка будет говорить? Какую смысловую нагрузку она будет нести?

Сроки и место определяются планом, а вот что и как показать – нужно еще определить. Для этого необходимо изучить историю комсомола и узнать какие предметы, связанные с комсомолом, имеются в фондах музея.

Однако перед тем как бросаться к книжному стеллажу и штудировать историческую литературу, открывать инвентарные книги и отсматривать каталог музейных предметов, лучше всего просмотреть материалы аналогичных предыдущих выставок. Например, в 1978 году краеведческий музей делал выставку, посвященную 70-летию ВЛКСМ. В архивах музея находится тематико-экспозиционный план и текст экскурсии. В данных материалах приводится список тех предметов, которые в своё время использовались на выставке по комсомолу, что облегчает поиск предметов к новой выставке.

Так начинается время изучения опыта предшественников, литературы и фондов. Но это не только время поисков и изучения, но и раздумий, сомнений и переживаний. Будет ли интересно то, что мы собираемся показать? А может сделать выставку по-другому? Какие новые формы подачи материала использовать? И целый ворох других мучительных вопросов то и дело возникал в мозгу экспозиционера.

Это же и время постоянных дискуссий с коллегами. Созываются собрания и планерки, организуются мозговые штурмы и просто деловые встречи с музейщиками. На этих встречах происходит обмен идеями и опытом, проговариваются проблемы и обсуждаются пути их решения. Каждый пытается блистать своей креативностью.

Так, в ходе обсуждения было принято решение о форме подачи экспонатов. Было два варианта: будет хронологический рассказ об истории комсомола или это будет тематический показ?

О, знал бы ты, уважаемый читатель, сколько копий было сломано по ходу решения этого вопроса. Хронологический показ, т.е. от истории зарождения ВЛКСМ до его роспуска, является традиционным и показывает эволюцию комсомольской организации. Но тематическая подача материала позволяет сделать акцент на основных направлениях деятельности комсомола и представить их в выгодном ключе.

Разделившись во мнении, коллеги не приходили к согласию. Накал страстей нарастал и казалось, что вот-вот и грянет буря: коллеги разругаются и каждый уйдет обиженный на соседа, а работа остановится. Но нет, взвесив все за и против, принимается решение. Выставку, посвященную комсомолу, мы решили делать в тематическом ключе.

Какие же темы были выбраны?

Комсомол родился в годы гражданской войны. Он с первых дней стоял на защите коммунистических идеалов и кровью отстаивал данные идеи, сражаясь с белогвардейцами и иностранной интервенцией. Позже, когда в годы Великой Отечественной войны Родине угрожал враг, комсомольцы мужественно шли в бой, проявляя примеры героизма. Так была определена первая тема – участие комсомола в войнах (тема «Рожденный в бою»). Всего же было решено представить шесть тем: комсомол и спорт; участие комсомола в стройках; значение комсомола в общественно-политической и культурно-просветительской жизни советского государства; кризис и распад комсомольской организации; современные молодежные организации, пришедшие на смену ВЛКСМ.

Не забудем и о художественном оформлении выставки. Выставка должна привлекать. Предметы должны быть не просто аккуратно расставлены на полках, а расположены определенным образом. И ключевую роль в этом вопросе играет художник. Именно он создает макет выставки, решает, как будет оформлена подача материала. В создании выставки по комсомолу принимали участие целых три художника: два опытных профессионала и молодой, но подающий большие надежды.

На выставке, посвященной комсомолу, было решено использовать технологию ролл-апов. Ролл-ап – это раздвижной мобильный стенд с механизмом автоматического сматывания в рулон информационного полотна. Определенная тема выставки должна быть представлена на одном или нескольких ролл-апах.

Подборка контента для ролл-апов была возложена на рабочую группу. В рабочую группу вошли экспозиционеры и научные сотрудники музея. Последних привлекли для помощи в создании выставки.

Так членам рабочей группы необходимо было подобрать фотографии, плакаты и написать пояснительный текст. В задачу художника входило создание единого стиля и красивая подача материала. Одним из элементов, присутствующих практически во всех ролл-апах, и тем самым связывающим их в одну логическую линию, стала звезда.

Но помимо ролл-апов были предложены и другие элементы художественного оформления выставки: подиумы, карта, которые, как понимает читатель, нужно было еще начертить, заказать и сделать.

Особым художественным объектом выставки, а вместе с этим и комплексом экспонатов, должна была стать реконструкция быта комсомольских строек. Мы решили поставить палатку строителей Красноярской ГЭС и наполнить ее необходимыми экспонатами, показывающими образ жизни комсомольцев-строителей.

И вот в течение нескольких месяцев члены рабочей группы подбирают контент для ролл-апов, художники создают проекты ролл-апов, делают чертеж подиумов и карты, отдают в печать.

На первый взгляд, кажется, что работа спокойная и нетяжелая. Но это не так. Ведь для того, чтобы разместить изображение на ролл-апе, его еще надо найти. И хорошо, если в фондах музея есть необходимая фотография, картинка или плакат. Но даже в нашем богатом музее порой бывает не все. И встает проблема: где взять недостающее? В первую очередь, это касается изображений, показывающих кризис и распад комсомола, а также деятельность современных молодежных организаций.

Так встает необходимость в комплектовании предметов. Комплектование – это особая тема разговора. Но, если говорить кратко, это сбор и формирование музейной коллекции.

Итак, нам необходимы экспонаты по истории комсомола 1988-1991 годов, а также молодежных организаций, существующих в настоящее время. Все начинается с поиска людей и организаций, которые могли бы предоставить и информацию, и предметы. Если с современными организациями понятно, к кому обращаться (мы стали сотрудничать с молодежными организациями при крупнейших политических партиях России, с молодежным военно-спортивным центром «Патриот» и членами Молодежного парламента и Молодежного правительства края), то к кому обратиться по теме распада комсомола – неизвестно.

И начинается поиск контактов, объяснения и уговоры людей пойти на сотрудничество, отбор предметов и прочее-прочее. При этом не все люди идут на сотрудничество, а кто-то предлагает передать в музей свои предметы исключительно за деньги. И приходится объяснять, стыдить и упрашивать, взывая к ответственности граждан: передавая в фонды музея свои предметы, они увековечивают себя и деятельность своих организаций в истории.

Не останавливаясь на перипетиях всех сложностей комплектования, скажем, что с поставленной задачей музейщики справились и пополнили коллекцию музея недостающими и востребованными экспонатами.

И вот, когда ролл-апы напечатаны, экспонаты отобраны и прочие подготовительные работы сделаны, настает день монтажа.

Говоря откровенно, во время монтажа выставки обязательно что-нибудь идет не так как планировалось. То не подходят витрины, а заказать новые финансово обременительно, да уже и нет времени. Когда их изготовят? Бывает, что хочется показать много чего, а места нет и приходится мучительно решать, от чего отказаться? А бывает так, что чуть ли не все идет наперекосяк.

Помещение низкое и не позволяет воплотить в полном объеме задуманный замысел. Как разместить большую палатку, если потолки всего два метра? Видео, которое планировалось запустить для выставки через планшеты и телевизор, не запускается. И было многое другое, в чем и смешно, и горько, и стыдно признаться. А в добавок в процессе монтажа один из ответственных людей выставки простывает и уходит на больничный.

Возможно уважаемый читатель скажет, выставки надо планировать тщательней, но всего не предусмотришь, да и к тому же не все зависит от тебя. Экспозиционер сам является заложником обстоятельств, например, помещения, в котором делается выставка.

К тому же музейщик занят не только подготовкой выставки. Существует и другая работа, от которой он не освобожден. Художники вовлечены не в один проект, а в несколько. Кто-то из них едет с выездной выставкой, а кто-то реставрирует антикварную мебель. Научные сотрудники пишут статьи, комплектуют предметы, проводят плановые мероприятия. И так все музейные работники.

Но даже, когда кажется, что почва уходит из под ног, сила воли, энергия, дух творчества и любовь к собственной работе делают невозможное. Преграды преодолеваются, недостатки превращаются в преимущества и выставка предстает во всей красоте. Конечно, о выставке судить посетителям, но мы надеемся, что справились с поставленными задачами и показали яркую событиями историю комсомола. И мы просим читателей посетить выставку и дать собственную оценку.

А.С. Черепанов

Актуальные новости

Все новости
Красноярск — 1920. Выпуск №37 «Долой безграмотность»

Красноярск — 1920. Выпуск №37 «Долой безграмотность»

5 сентября 2020
2020 год — в школу поступают дети, 1920 год — в школу поступают взрослые. Подготовили новый выпуск виртуальной выставки ко Дню знаний!
Выставка «Дар бесценный»

Выставка «Дар бесценный»

4 сентября 2020
Выставка посвящена давнему другу нашего музея – Владиславу Викторовичу Спирову. Через мемориальные вещи на выставке показан жизненный путь нашего героя. Будучи маленьким мальчиком вместе с мамой он оказался в нацистском плену и прошел четыре фашистских…
«Больше, чем любовь»

«Больше, чем любовь»

4 сентября 2020
Выставка создана к 100-летию со дня рождения Марии Семеновны Корякиной, жены великого русского писателя Виктора Петровича Астафьева. Основана на её автобиографической повести «Знаки жизни»